РУССКАЯ ЛИНИЯ  
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №4. Оглавление


НАРОДНЫЕ МАСТЕРА

Екатерина ФРОЛОВА
"МОРОЗ ПО ЖЕСТИ"

Ранний весенний вечер влажной синевой окутывал берега Сухоны. В своем нижнем течении перед впадением в Двину она широка и спокойна. Ее высокие берега из красной глины местами словно срезаны ножом на всю их большую высоту. И хвойные леса, подступающие к самой кромке берега, глядятся в зеркальную гладь реки.
Я возвращалась из-за Двины на небольшом теплоходе и, стоя на борту, смотрела, как приближается Великий Устюг. Уже хорошо были видны двухэтажные белые особняки с мезонинами на набережной, а за ними в зеленых кронах вековых ветел златоглавые храмы.
Великий Устюг. Кто создал городу славу "великого"? Знаменитые первопроходцы, чьи имена запечатлены сегодня в названиях улиц: Ерофей Хабаров, Семен Дежнев, Владимир Атласов, Михаил Наводчиков, Василий Шилов. И талантливые мастера, ведь здесь жили иконописцы, скульпторы, работавшие в дереве, в камне и гипсе, мастера кузнечного дела, литья, финифти, чернения по серебру.
Вот площадь, где три столетия назад гудел большой великоустюжский торг. Вдоль длинных рядов качались на ветру шкурки соболей и белок, сверкало на солнце черненое столовое серебро, ореховым цветом переливалась шемогодская резьба по бересте, золотился на шкатулках "мороз по жести"...
Наибольшую славу городу принесло искусство черни по серебру. Устюжских черневых дел мастеров вызывали даже в Москву для обучения московских мастеров тонкостям своего искусства. Устюжская чернь по серебру ценилась за художественное совершенство, а также за необычную прочность сцепления черневого состава серебром - рисунок можно было ковать вместе с серебром, и при этом серебро превращалось в лист, но рисунок черни не выкрашивался, а только расплющивался. Секрет состава передавался из поколения в поколение в наиболее надежные руки.
Здесь было развито также искусство эмали, изготовления просечного железа, процветала шемогодская резьба по бересте, и славился еще один вид самобытного народного мастерства - "мороз по жести".
Не все традиционные народные искусства сохранились. Скажем, судьба великоустюжского чернения по серебру оказалась удачливой, а вот старинный северный промысел "мороз по жести" стал приходить в упадок еще в середине прошлого столетия. Изделия этого рукомесла я видела в местном краеведческом музее. Небольшие ларцы и шкатулки, обитые жестью, а поверх крест-накрест узкие ленточки из того же металла. Покрывающая ларцы жесть золотистая по цвету, с прозрачной игрой снежинок и листьев. Точь-в-точь как морозный узор на окне. Это и есть "мороз по жести" - искусство тонкое и сложное, секреты которого передавались от отца к сыну и были достоянием немногих семей.
В краеведческий музей Ростова Ярославского передали шкатулку, сделанную три столетия назад Егором Пановым. Ларчик открыть непросто. Привинченное к крышке кольцо нужно повернуть определенное число раз, и тогда в верхней части сундучка откроется тайник, хранящий два ключика. Затем следует нажать на потайные детали на боковых стенках, и тотчас кружевные металлические накладки сдвинутся, обнажив два замочных отверстия. Если вставить и повернуть ключи, послышится музыка. При этом верхняя крышка ларца поднимется. Внутри еще одна крышка. Открыть ее также непросто, как и первую: нужно найти незаметный для глаза выступ и нажать на него пальцем. А в боковых стенках шкатулки имеются два потайных стержня, с помощью которых сундучок можно было при необходимости привинтить к полу или столу. Попробуй оторви! В таких шкатулках и сундучках, называемых в старину укладками и подголовниками, хранились деньги, документы, драгоценности. Необычайные своей декоративностью и хитрыми секретами, они пользовались огромным спросом. Их вывозили в Астрахань и Архангельск, Бухару и Хиву, в Китай, Турцию, Персию.
И сейчас, когда видишь в музее изделия последнего шкатулочника Пантелеймона Антоновича Сосновского, удивляешься красоте "морозных узоров", тонкости работы. Пантелеймон Антонович умер несколько лет назад на 97-м году жизни. Он работал до последних дней и оставил ряд уникальных шкатулок.
После смерти Сосновского казалось, что устюжский промысел погиб. Но вот пытливому художнику-самоучке Борису Александровичу Холмогорову удалось восстановить не только технологию изготовления "морозного узора", но и секреты замков и музыки.
Борис Александрович живет в тихом окраинном переулке, в простом рубленом доме с березками под окнами. Войдя в дом, я оказалась в настоящем музее. На полках, на полу и на столе стояли туеса, резные доски, солоницы, берестяные горбатые хлебницы, разного калибра шкатулки. Здесь пахло хорошо выстоявшейся древесиной и летней березовой рощей.
Борис Александрович показывает мне пахнущие березовой рощей шкатулки из бересты. Одни - для рукоделия, другие, поменьше - для соли, перца и чая, третьи, совсем большие - для хлеба. Вынимает из стола финифть - на белоснежной эмали причудливое кружево из тончайших серебряных пластинок. Ставит на стол ларец, обитый жестью.
- Это и есть "мороз по жести"? Как же Вам удалось его возродить?
- Случай помог. На фабрике открыли цех сувениров. Начальник цеха пригласил меня наладить производство подарочных шкатулок. Там я и занялся этим древним промыслом.
Он рылся в музейных архивах, разыскивал людей, близко знавших мастера Сосновского, с пристрастием расспрашивал их. Летом работал во дворе по соседству с гончарами. Сам сложил неказистую печь, заготовил кряжистых поленьев - ему нужны были горячие, подернутые пеплом угли. Много раз менял и температуру нагрева жести и состав смеси кислот - все записывал в ученическую тетрадь. И вот однажды прибежал домой радостный, закрутил, завертел по комнате жену и показал ей тонкую металлическую пластинку, покрытую золотистыми звездочками. То был утерянный и снова возрожденный "мороз по жести"...
- Вот он, "мороз"-то - Мастер вынул из-за стола лист тонкой звенящей жести и, положив перед собой, провел по нему жилистыми руками. - Вся хитрость в приготовлении "царской водки" - смеси азотной и соляной кислот со специальными добавками. Каждый раз, берясь за жесть, я не знаю, что получится. Видимо, это зависит от фактуры самого металла. Однако узор проявить - это еще полдела. Как вот такой старинный замок с музыкой сделать? Тут тоже пришлось немало голову поломать. И помогла одна старая шкатулка...
Мастер снял с полки потемневший от времени небольшой ларчик, искусно украшенный просечным кружевом из тонкого листового железа. Кое-где между ленточками еще можно было разглядеть снежинки "мороза".
- Этой вещи больше ста лет. Жаль было, но пришлось ее разобрать, чтобы понять секрет. - Потом он рядом поставил вторую, почти двойняшку, но новую. - Как видите, тайну постиг! И не думал, что получится.
Вспомнилось, как говорили о Холмогорове шемогодские мастера: Борис Александрович - талантливый русский самородок. За что не возьмется, все у него получается так, будто его век этому и учили.