Русская идея

НАШЕ ОРУЖИЕ - ДУХ, КРЕСТ
В поисках идеологии
Ю.В. Сухарев 

Еще в 1989 году автору этих строк, в то время слушателю педагогического факультета Военно-политической академии, стало очевидно, что существующая идеология вот-вот "прикажет долго жить". Относительно того, что должно придти на замену, сомнений не было. Вместо куцей пропаганды "славных революционных, боевых и трудовых традиций" требовалось углубленное изучение отечественной военной истории, постановка военно-исторической работы в войсках на уровне близком к тому, что существовал в Российской императорской армии.
Но с исчезновением приставки "советский" исчез, как дым, и сам патриотизм. Вот вам и "отказ от идеологий"! В те годы мне, уже преподавателю Гуманитарной Академии Российской Армии, а затем Военного Университета, на занятиях и "в кулуарах" приходилось слышать от офицеров и курсантов горькую шутку, что в случае войны надо сразу сдаваться, так как защищать стало нечего и некого ("демократию", "новых русских"?). Заменить марксистскую "веру" оказалось нечем, кроме... Веры. Без нее полученные исторические знания - ворох бесполезной мишуры, а танковые колонны - только куча крашеных железных коробок.
Понадобилось предательство политического руководства в первой чеченской войне, чтобы что-то изменилось в массовом сознании. Сначала оно откликнулось на необходимость защиты от чеченских бандитов ради элементарной безопасности и единства страны. Был развеян удушливый информационный туман, напущенный бандитскими подпевалами с телевидения - прежде всего НТВ. Затем, в ответ на американский диктат, на вопиющую неправоту НАТО, стал просыпаться нормальный патриотизм, как ответ на наглость, как извечная потребность национального характера защищать справедливость. Теперь отношение ко второй чеченской кампании являет собой совершившийся поворот в настроениях общества. Мы долго запрягали - есть надежда, что быстро поедем? Тем более, что Совет Европы погоняет в нужном направлении...
Сейчас русского солдата вновь бодрым и боеспособным сделало сознание необходимости защиты Родины, своего крова, родных и любимых. Но этого - мало. Русского солдата необходимо сделать непобедимым, как встарь. Поднять его очевидное и естественное чувство морального превосходства над бандитами и их пособниками до уровня морального превосходства над любым потенциальным противником, который осмелится посягнуть на нашу землю. Для этого нужна идея, по своей силе подобная той, что девятьсот лет вела русские войска к победам над иноплеменником, а во времена Московского царства воплотилась в гордый девиз: "С нами Бог, никтоже на ны, разумейте, языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!", идея равная той, что помогла преодолеть 55 лет тому назад фашизм, выйти в космос, на просторы океанов и стать сверхдержавой.
Тем исторический опыт и ценен, что подводит к пониманию необходимости жить на тех же основах, на которых естественно сложилось и успешно развивалось наше государство. Назовем вещи своими именами. Основной идеей, одушевлявшей страну, какой она сложилась и досталась модернизотору Петру (в отличие от нынешних "модернизаторов") был русский мессианизм. В его основе лежит Православная Вера. Это она сделала восточных славян русскими, она создала нашу культуру, облагородила национальный характер и до сих пор, возвышаясь над нагромождениями гордого, но ограниченного в своем неполном знании человеческого разума, одна дает истинную картину мира, объясняет смысл исторического процесса и бытия вообще.
Русский мессионизм возник в XI веке, когда гигантское по европейским масштабам государство, приняв христианство, преобразилось на глазах одного поколения. Современникам стал очевиден промыслительный характер произошедшего, подготовившего Русь к необычной судьбе: свершать великие задачи, быть в авангарде человечества. Тогда и было митрополитом Иларионом, сподвижником Ярослава Мудрого, написано первое произведение русской литературы, "Слово о Законе и Благодати" (на 70 лет упрятанное от наших читателей), заложившее основу национального самосознания русского народа и идеологию его государства.
Это ощущение своего особого предназначения, своей богоизбранности для величайшей, надмирной цели всегда жило в православном народе, помогло ему вынести иго завоевателей и построить "Третий Рим". Четвертого действительно не может быть, потому что кичащаяся своим мировым господством Америка по своей идейной сути не более, чем второе издание Хазарии, "расширенное, дополненное и улучшенное" массонами-основателями.
Строитель петербургской Империи, превратив Церковь в одно из своих министерств, сделал ставку на материальные начала, заботясь более о числе пушек и кораблей, но оказался не в силах сразу изменить сознание народа, поход за походом, век за веком выступавшего на защиту порабощенных и угнетенных на севере и юге, западе и востоке. Еще во второй половине XIX века русские солдаты пели: "Наша матушка Россия - всему свету голова". С этим убеждением и жил народ, создавший величайшую в мировой истории державу, величайшую культуру, народ, вобравший в себя массу племен и никого при этом не погубив, разве что ассимилировав крестьянским неспешным путем. И это было нормально, ибо граждане любой империи мыслят также. Без исламского мессионизма не возможен оказался бы исламский мир, а Американская империя невозможна была бы без иудейского мессионизма.
Так было, пока не стали сказываться "плоды просвещения", пока интеллигенты, толстовцы, учителя земских школ не разбудили народ в его вере. Но эти люди, что подготовили революцию идейно,. Несли новый мессионизм, насаждали новую "религию", "отменявшую" Бога. Восприняв ее, народ, разочарованный в прежних идеалах, лишившийся национального сознания, "скрутил голову" русскому национализму образованных консерваторов и буржуа в гражданской войне. Он пошел за слепыми вождями, потому что почувствовал в них нечто близкое себе.
Глубоко поучительно поражение белых, самоотверженно отстаивавших "Русь Святую" от ее же народа, "давившего массой" на фронтах (не одни же латыши и китайцы-"интернационалисты" победили высокопрофессиональных и беззаветно храбрых "рыцарей белой мечты"!). классический национализм - порождение капитализма - был чужд русскому народному духу. В сознании масс от отдавал казенщиной, государством, с которым у русского человека отношения всегда были сложными (комплекс любви-ненависти), в то время как новая "вера" (по крайней мере для активного меньшинства, для романтической молодежи) означала новую глобальную цель.
Народное сознание отозвалось на ключевое слово-код - "справедливость". Не для себя - это не вдохновляет "всемирно отзывчивую" русскую душу - для всего человечества! Так коммунистическая идеология стала новой "русской национальной идеей", точнее - идеей народной. С ней мы и фашизму сломали хребет, и стали надеждой всех обездоленных на свете, удержав на само краю атомной катастрофы "постхристиан", замахнувшихся на мировое господство. Не сумели только малого: изжить в своей среде иуд. Впрочем, предатели тоже лишь орудия Божьего промысла. Так, видимо, надо было. Не дано нам оказалось победить в материальной гонке империй. Ведь "без Бога - ни до порога". Наше оружие - дух, крест. "Не в силе Бог, а в правде!", "Оружием обыдет тя истина Его".
Русская идея, заставляющая народ творить чудеса, - наднациональна. Нас не увлекает мещанская идея всех прочих народов - обустройство собственного дома. Уютная, изолированная от соседей национальная квартира, откажись мы от своего наследия, станет нашей могилой. Идея государственного патриотизма, внедряемая в сознание народа, с приходом к власти Путина не вдохновит народ на большее, чем на оборону. Она хороша на время, чтобы сосредоточиться, собраться с силами перед рывком, - таким, как Куликовская битва или Великая Отечественная война, но голый русский национализм обуржуазившихся потомков, не несущий в себе ничего, кроме заурядного национал-эгоизма, способен развалить единую страну.
Во всем мире лишь православные живут, подняв глаза к небу. Лишь один народ, всем сердцем приняв Нагорную проповедь, готов вместе с Учителем "страдать за правду" готов на крест, чтобы искупать своими страданиями грехи всего человечества, погрязшего в грехе как никогда прежде. Или - уже не готов? Ведь столько лет отучали! Вот вопрос вопросов сегодня, ибо в ней, этой готовности - залог нашего возрождения.