Русская линия

крест
Русский дом, №7. Оглавление


 В темнице был... 

" В ТЕРПЕНИИ ВАШЕМ СТЯЖИТЕ ДУШИ ВАША..."
М.Э. Шелкова

В России - более миллиона заключенных

Ежегодно, по данным Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции РФ, через российские пенитенциарные учреждения (от лат. poenitentiarius - покаянный, исправительный) проходят более 2 млн. человек, из них 1,3 млн. - через СИЗО (следственные изоляторы). Средний возраст - 35 лет.

С августа 1996 г. в нашей стране действует мораторий на исполнение смертной казни, в местах лишения свободы отменены многие нелепые запреты (если раньше полагалось лишь одна передача в год, то теперь заключенным разрешены свидания и даже отпуск). С другой стороны, каждый год более 10 тыс. российских заключенных умирают от недоедания, туберкулеза и других инфекционных заболеваний, из них 2 тыс. - так и не дождавшись судебного приговора. А ужасная переполненность СИЗО и превышение полномочий "органами дознания" уже давно ни для кого не секрет. Туберкулезом больны свыше 100000 человек, треть заключенных - моложе 25 лет.
Так кто же эти люди, оказавшиеся по ту сторону колючей проволоки? Изгои? Преступники, опасные для общества? Но, как гласит народная мудрость, "от тюрьмы и от сумы не зарекайся". Что ждет их по возвращении в "мир"? Каким человек вернется на волю - еще более ожесточенным или последует примеру евангельского "благоразумного разбойника"? Сегодня нас разделяют сотни километров, леса и высокие железные заборы с вышкой, и кажется, что никаких проблем не существует, но ведь у каждого осужденного - своя история, своя боль.

Люди в тюрьме лучше каются

В начале апреля игумен Феофилакт (Безукладников), настоятель храма Живоначальной Троицы в Останкино, посетил мордовские колонии с целью приобщить к церковным таинствам заключенных. О том, как все это происходило, он поведал мне:
- Желание посетить колонии возникло у меня давно, - начал он повествование о своем необычном путешествии, - и вот, наконец, такая возможность представилась. - По прибытии в Мордовию поражает страшное скопление зон: на 18 километрах от Потьмы до Яваса стоят 20 лагерей, вдоль которых проходит узкоколейка. Здесь же живут охранники и обслуживающий персонал этих зон, и их условия обитания не лучше. Если осужденные, отбывающие свой 10-летний, максимум 20-летний срок, рано или поздно все же покинут колонию, то эти люди живут здесь лет по 40, и они также достойны добра, любви, Слова Божия, тянутся к Вере. Один внешний вид тюрьмы уже удручает: подавляюще действуют решетки, колючая проволока, собаки.
Наш приезд был оговорен заранее, поэтому нас встречали. Никаких особых проблем, чтобы попасть на зону, не было. Нас радушно принял начальник всех мордовских зон, генерал Владимир Павлович Краснокутский. Также и начальники каждой колонии, где мы побывали, отнеслись к нашему появлению благосклонно, помогали организовать крещение. Предварительно были опрошены все отряды осужденных, чтобы узнать: кто из них хочет приступить к церковным таинствам. 
В женской колонии у каждой крещающейся была и своя крестная (из осужденных). В этот день все они были освобождены от работы, построений, проверки состава и провели в его в молельной комнате колонии. (Только в двух из 20 мордовских колоний построены храмы, благодаря разрешению начальства и усилиям осужденных, в остальных имеются лишь молельные комнаты - конечно, женщинам возвести даже небольшой храм не под силу. А в некоторых мужских колониях находятся умельцы-краснодеревщики, изготавливающие предметы церковной утвари: кресты, аналои, оклады для икон и пр. - М.Ш.). Ранее в зоны уже приезжали священники, и духовная литература у них была. Недавно колонии посетил епископ Саранский и Мордовский Варсонофий. В силу того, что крещение происходило в столь необычных условиях, купель заменили 250-литровые бочки для сбора дождевой воды. С первого захода было крещено 38 человек.
Позже стал известен печальный случай: две женщины поменяли иконы и книги на сигареты. "Что ж, враз люди не меняются, - вздыхает батюшка, - тем более это лишь единицы из общего числа".
Следующая партия желающих креститься ожидала нас в штрафном изоляторе (ШИЗО - штрафной изолятор, этим термином с начала 30-х гг. называется в лагерях и колониях карцер. - М.Ш.), где крестились 7 человек, исповедались - 10. Реакция при виде священника была разной: большинство отзывалось сразу, некоторые - колебались, и лишь немногие отказывались. Видимо, с первой встречи они не были готовы приступить к таинствам. 
6 человек причастились в СУС (строгие условия содержания). Также пожелали исповедаться и причаститься сотрудники колонии. А ее начальник так проникся всем происходящим, что к Светлому Христову Воскресению решил закупить яйца, чтобы каждый заключенный встретил Пасху со словами: "Христос Воскресе!" (Вспоминая этот случай, батюшка улыбается).
В целом крестилось 45 человек, исповедалось - 110. Молва об этом быстро разнеслась и в другие зоны. Дабы в точности донести происшедшее до всех желающих, на следующий день к нам приехал подполковник и взял интервью для местного журнала "Преступление и наказание".
Среди обитательниц женской колонии оказались и мусульманки, попросившие, чтобы к ним приехал мулла. 
В зонах действуют и представители различных сект, ведь им есть чем убедить руководство. 
Затем мы побывали в мужской зоне. Здесь в ШИЗО исповедалось и причастилось четверо, а в СУС была произнесена проповедь и розданы подарки. Тюрьма, суровые условия жизни, без сомнения, накладывают свой отпечаток, поэтому священнику необходимо к каждому найти свой подход - "ключик" к душе, чтобы возник контакт для совершения таинств. 
Потом мы посетили медицинский изолятор, где роздали оставшиеся продукты питания. (Свечи, крестики, Евангелие и другая духовная литература были пожертвованы Сретенским монастырем, храмом Живоначальной Троицы в Останкине, такая поездка стала возможной благодаря участию журнала "Русский Дом", храма Всех скорбящих Радость Шацкого района Рязанской области, фирмы "Марвел", "Партнер ТВ" и др. - М.Ш.) 
- Правда ли, что осужденным женщинам труднее каяться, чем мужчинам, и отличается ли исповедь людей, оказавшихся в местах лишения свободы, от "обычных"? - спросила я батюшку.
- И мужчины, и женщины реагируют на появление в колонии священника одинаково: воспринимают благоприятно, открыто встречают, - рассказал отец Феофилакт. Правда, некоторые отказываются причащаться и исповедоваться. Люди в тюрьме ведут себя проще, непосредственней, открытей, чем в миру. Колючая проволока сбивает спесь, налет заносчивости. С ними легче общаться, они лучше каются. 
Многие осужденные, содержащиеся в колонии строго режима, в основном обвиняются в убийстве (наряду с преступлениями, связанными с наркотиками и мошенничеством), срок их наказания - свыше 10 лет. Но ни в коем случае нельзя назвать этих людей потерянными, подчеркнул отец Феофилакт, все они хотят исправиться, желают другой жизни. Поэтому так важно присутствие здесь священника. 

+ + +

Плохо я раньше свободу любила,
Плохо ценила домашний уют,
И только сейчас я вполне рассудила,
Что не для всех даже птицы поют…
Из тюремного фольклора

Что говорят сами осужденные

Катя (коротко остриженная девушка спортивного вида): "Я попала сюда за наркотики. Это был героин - "страшный дракон". Да, сама тоже употребляла. Изначально казалось все хорошо, но окончилось все печально. Все планы рухнули. И вот все мои мечты - 7 лет строго режима".
Симпатичная девушка с внешностью эстрадной дивы: "Через неделю меня освобождают, но в душе какая-то пустота. На самом деле я боюсь выходить, хотя полтора года - небольшой срок. Просто я понимаю, что осталась без друзей. Наверное, кроме матери, меня никто не поддерживает. Начинать с нуля очень тяжело. Меня пугает неизвестность".
Молодая женщина интеллигентного вида, в очках, 22 года: "Я здесь - за убийство мужчины. Приставал ко мне. Дали 9 лет. У меня есть маленький ребенок. Страшно выйти за забор и оказаться ненужной обществу, которое сейчас там. Нас фактически взяли и выкинули из жизни. Возврата нет. Надо все начинать с нуля. Не знаю, хватит ли сил. Прежде чем что-либо сделать, нужно подумать, какую цену ты за это заплатишь, потому что человек всегда платит за то, что он сделал, рано или поздно".
Мужчина: "Особенно тяжело, когда нет родных. Трудная жизнь порой бывает и подлая - от самих же заключенных. Я с 17 с половиной лет сижу. Сейчас мне - 33. Я в своей жизни ничего не видел. Придется самому все создавать заново".
Александр: "Я за убийство сижу. Дали 11 с половиной лет. На зоне больше всего не хватает свободы. За столько лет отсидки не хочешь, а раскаешься. Предпочитаю духовную музыку, она позволяет стать чище в жизни".
78-летний протоиерей Дмитрий Дудко, в жизни которого было 2 ареста, в том числе 9 лет ГУЛАГа, оценивает годы своего заключения следующим образом: "Из всех моих воспоминаний самое лучшее - это то, что я был в тюрьме. Это мое большое счастье. Фронт тоже был - тяжелая вещь, но он меньше вспоминается, а вот тюрьма (правда, я там больше был) вспоминается не как что-то тяжелое, а как-то, что мне дало направление во всем, закалило меня. Было очень трудно: когда меня в первый раз арестовали, мне было 24 года, тогда и мать, и отец были живы. Но надо научиться благодарить Бога за все. Пушкин правильно писал: "Сердце в будущем живет, настоящее - уныло, все мгновенно, все пройдет, что пройдет, то будет мило". "Сердце - в будущем живет", будущее - это Царствие Небесное, а прошлое - оно уже у нас отжито, но оно, как ни говорите, составляет радость.
Я даже сравниваю так: вот в тюрьме был, пайку нам выдавали всегда. Обычно говорят, что советская власть была плохая, а нам пайку всегда выдавали - пусть ограниченную. А сейчас работают, но зарплату не получают. Сегодня Путин старается немного поправить положение: дай Бог, чтобы это получилось у него. 
Чтобы стать ближним человеку, надо сделать определенное дело добра. Страдающий привлекает наше внимание, и внимание страдающего привлекаем мы, оказавшие ему помощь".

"Мы благодарны, что нас не забывают…"

Недавно вместе с группой эстрадных артистов я побывала в СИЗО №2 УИН г. Москвы, более известном под историческим названием "Бутырка". "Заключенные - самые благодарные слушатели, и поэтому мы приняли решение выступить именно здесь", - сказал мне известный исполнитель Олег Чесноков. "Я на собственном опыте знаю, что значит быть здесь", - поделилась со мной певица Катя-"Огонек", и многие ее шансоны именно об этом.
Снаружи "Бутырский замок" (именно так он именовался при постройке более 200 лет назад) еще в какой-то мере сохранил свое величие, но о "внутреннем убранстве" этого не скажешь. В этом "замке", славящемся своей неприступностью (за все время существования отсюда удалось совершить побег только двоим - Феликсу Дзержинскому и Александру Солоннику), содержится 5,5 тыс. чел. "Условия содержания у нас лучше, чем в колониях, - рассказал мне представитель администрации учреждения, - здесь не перегружают работой, разрешено два свидания в месяц, на территории строится храм Покрова Божией Матери. 
"Мы очень благодарны, что нас не забывают, а сегодняшний концерт немного отвлечет от тюремной жизни", - рассказала мне 24-летняя осужденная Жанна М. А вот ее недолгая, но уже такая печальная история:
"У меня была наркотическая зависимость. Я не отвечала за свои действия, и мне пришлось пойти на воровство (Жанна получила 2,5 года, сейчас ей осталось 10 месяцев. - М.Ш.), хотя у меня очень обеспеченная семья - отец имеет очень высокий чин. Мне даже стыдно, что я здесь. Все-таки Бог уберег меня, потому что могло произойти все что угодно, в том числе и СПИД. И вообще, все это хорошо бы не закончилось.
Я не могу сказать, что я рада, что оказалась здесь, но считаю, что Бог уберег меня. В основном люди сидят за свои ошибки, необдуманные действия, которые только здесь осознаются. А настоящих преступников никогда и не посадят. 
Тюрьма ожесточает только тех людей, которые не хотят стремиться к хорошему. Многие попадают сюда по второму разу, для них это как дом родной - не боятся ни тюрьмы, ничего. Я лично хочу завести семью, жить нормально, трезвый образ жизни вести. Я очень многое здесь поняла. 
Я очень благодарна своим родителям, которые меня здесь поддерживают, надеюсь, что и в дальнейшем они мне помогут. Теперь я по-настоящему ценю свободу. Еще я рассчитываю на амнистию". 

+ + +

Наибольшее число жалоб (31,3 процента), приходящих в аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, связано с уголовной проблематикой. В минувшем году 2,6 тыс. обращений касались пересмотра вступивших в силу приговоров.
Изучая эту статистику, я вспомнила рассказ преподобного старца Амвросия Оптинского (1812-1891), которым иеросхимонах научал своих духовных чад смирению: "Приехал раз в острог покойный Государь Николай Павлович, да и стал спрашивать арестантов, за что каждый из них сидит в остроге. Все оправдывали себя и говорили, что посажены в острог безвинно, напрасно. Подошел Государь и еще к одному из них и спросил: "А ты за что тут?" И получил такой ответ: "За великие мои грехи и острога для меня мало". Тогда Государь обернулся к сопровождавшим его чиновникам и сказал: "Отпустить его сейчас на волю". 
Действительно, как говорится в Священном Писании, "в терпении вашем стяжите души ваша" (Лук. 21,19).